Корзина
60 отзывов
+7 (4812) 63-01-35
+7
481
263-01-35
ГИДРОБАР - Магазин для владельца техники

«Подводные камни» договора аренды. Часть 2

«Подводные камни» договора аренды. Часть 2

Из-за пробелов в законодательстве такой удобный бизнес-инструмент, как аренда строительной и специальной техники, делает уязвимыми и арендатора, и арендодателя. В первой части статьи мы рассказали о том, как соблюсти интересы обеих сторон в договоре аренды. Сегодня наши эксперты опишут наиболее распространенные причины правовых споров между арендатором и арендодателем.

 

«Подводные камни» договора аренды. Часть 2

Из-за пробелов в законодательстве такой удобный бизнес-инструмент, как аренда строительной и специальной техники, делает уязвимыми и арендатора, и арендодателя. В первой части статьи мы рассказали о том, как соблюсти интересы обеих сторон в договоре аренды. Сегодня наши эксперты опишут наиболее распространенные причины правовых споров между арендатором и арендодателем.
Наиболее распространённые причины правовых споров между арендатором и арендной компанией

В современных неблагоприятных
экономических условиях одной из
наиболее часто встречающихся причин
юридических споров между арендатором
и арендодателем является
несвоевременная оплата услуг

Одной из наиболее частых причин споров арендатора и арендной компании является несвоевременная оплата услуг. Как правило, компания-арендодатель стремится договориться с клиентом и предоставить наиболее гибкие, зачастую индивидуальные условия оплаты. При этом учитываются размер активов предприятия, их ликвидность, условия эксплуатации предмета аренды (с экипажем или без него), отраслевая принадлежность арендатора и т.д. Многие компании разрабатывают антикризисные предложения, ориентированные на завоевание лояльности клиента: бесплатная доставка техники к месту эксплуатации или предоставление скидок, в случае если клиент гарантирует определенное время аренды техники или объем работ, который необходимо произвести за счет арендных услуг. В какой-то мере это позволяет компании-арендодателю пополнить свой круг клиентов, однако не избавляет от проблемы образования дебиторской задолженности.
«Арендатор зачастую настаивает на отправке техники на строительную площадку без внесения аванса, а оплачивать услуги предпочитает по факту отработанных часов, дней или месяцев», — отмечает коммерческий директор Управления механизации ЗАО «Производственно-Инжиниринговая Компания «Реконструкция» Леонид Смуряков. — «Однако при современных тенденциях на снижение затрат нехватка «живых» денег у арендатора, к сожалению, не редкость. Именно поэтому зачастую предусматривается некая рассрочка арендных платежей, при составлении которой естественно учитываются интересы обеих сторон».


По мнению коммерческого директора строительной компании ЗАО «Недра-Сервис» Григория Васильева, подобная ситуация объясняется прежде всего экономической рецессией, наблюдаемой в России: «На сегодняшний день услуги аренды строительной и специальной техники зачастую востребованы небольшими компаниями, многие из которых испытывают ощутимую нехватку денежных средств. Крупные же предприятия строительной отрасли, располагающие финансовыми активами, как правило, предпочитают приобретать необходимую технику и оборудование в собственность».

Управление процессом образования дебиторской задолженности начинается при составлении договора. В этом документе должны быть предусмотрены все нюансы оплаты товара и услуг, возможность предоставления отсрочек, а также взыскание штрафных санкций за несвоевременное поступление платежей. Как отмечает Григорий Васильев, разногласия между арендатором и арендодателем могут возникнуть по ряду причин. Однако наиболее часто правовые споры происходят из-за сроков, на которые предоставляется техника и продолжительности рабочей смены: «На мой взгляд — это самые важные пункты договора, требующие к себе особого внимания. На какой срок берётся техника? Сколько часов в день она будет эксплуатироваться? Эти аспекты, прописанные должным образом позволять избежать массы проблем.
Ответственность сторон в случае простоя
техники и субарендные отношения также
зачастую вызывают конфликт интересов
во время предоставления услуг аренды
строительной и специальной техники

Очень важным также является пункт, касающийся ответственности сторон в случае простоя техники. Подобные ситуации встречаются в строительстве достаточно часто, и принципиально важно при их возникновении выяснить, по чьей вине это произошло», — отмечает эксперт.


Также необходимо отметить, что если вопрос сдачи техники в субаренду является для арендодателя принципиальным, то при заключении договора аренды необходимо предусмотреть, может ли арендатор сдавать предмет аренды в субаренду или нет. Если это не согласовано сторонами в договоре, то арендатор по общему правилу имеет право вступать в субарендные отношения без согласия арендодателя на условиях основного договора. По мнению Леонида Смурякова, иногда арендодателю выгодно пойти навстречу арендатору, желающему сдать имущество в субаренду: «Однако заключение подобной сделки опасно тем, что техника попадает в руки лица не связанного с арендодателем никакими обязательствами. Кроме того, сама техника может не принадлежать арендодателю, а, например, находиться у него в лизинге, что также осложнит субарендные операции».

При заключении договора аренды необходимо также учитывать нюансы, вытекающие не только из гражданских правоотношений, но и из правоотношений по налогообложению (например, по учету затрат на содержание арендованного имущества при различных режимах налогообложения), экологических правоотношений (например кто из сторон будет вести отчетность в области охраны окружающей среды) и т.п.
Пробелы в законодательстве

Арендные отношения на территории
России регулируются нормами второй
части Гражданского Кодекса РФ

Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года №1108 «О совершенствовании Гражданского Кодекса Российской Федерации» предусмотрена разработка Концепции развития гражданского законодательства нашей страны. Определенно, в силу значимости для гражданского оборота, предметом этой законотворческой деятельности станут арендные отношения.


По словам Михаила Малыгина, в настоящее время Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации находится в проектной стадии. Однако уже сейчас известно, что ряд законодательных нововведений коснется сферы аренды. «В частности, предлагается новый для отечественного законодательства правовой механизм — владельческую защиту, призванную защитить права арендатора в качестве фактического владельца имущества», — говорит эксперт.

Добавим, что на сегодняшний день нормы права, регулирующие услуги по аренде транспортных средств, достаточно диспозитивны. То есть многие условия договора могут быть урегулированы сторонами по своему усмотрению, что, безусловно, положительным образом сказывается на отношениях между арендодателями и арендаторами. В таких условиях грамотно составленный договор аренды является достаточно гибким инструментом регулирования отношений по аренде транспортных средств и оборудования.

Предыдущие новости